Литовские власти подготовили странный ответ на отказ России и Белоруссии пользоваться ее портами.
Минск сдержал свое слово и переориентировал свои транзитные грузопотоки из Прибалтики в Россию. На днях порт в Усть-Луге должен будет принять первый железнодорожный состав с нефтепродуктами из Белоруссии. Не исключено, что в скором времени по этому маршруту последуют и калийные удобрения. И что интересно, подписанный странами контракт на три года действует по принципу «бери или плати». Другими словами, белорусы в любом случае будут оплачивать услуги российских терминалов, даже если не станут ими пользоваться, что вряд ли.
Для Вильнюса, полагавшего, что дальше громких заявлений дело не зайдет, такой разворот Минска стал настоящим ударом. Литва, как и другие страны Прибалтики, в предыдущие годы получала хорошую прибыль от транзита российских и белорусских товаров. Но все указывает на то, что «сытые» времена подошли к концу, нацеленная на конфронтацию с соседями политика начала приносить свои плоды.
Здравомыслие подсказывает, что Литва должна попросить прощения за уже сделанные выпады против Москвы и Минска, а также изменить свое отношение к ним, но нет. Вильнюс подготовил «страшную месть». В стремлении «наказать» Россию за быстро пустеющую Клайпеду литовцы решили сделать ставку на общий с Польшей газовый интерконнектор GIPL. Расчет прост – стать крупнейшим в регионе газовым хабом. Однако в Вильнюсе не учли один маленький нюанс. И он заключается даже не поставляемом из России в Европу дешевом голубом топливе, а в притязаниях Варшавы.
Польские власти сами рассчитывают распределять газовые потоки внутри ЕС. И делиться с Литвой потенциальными доходами они явно не намерены. Но и Польше трудно рассчитывать на многое на фоне действующего транзита российского газа через Украину и достраивающегося «Северного потока – 2». Таким образом, надежды Литвы отыграться на Москве за потерю белорусского транзита посредством энергетической отрасли заведомо обречены на провал.