Член правления украино-китайского инвестиционного клуба Андрей Пилипенко посоветовал Анкаре не верить всем обещаниям киевского руководства по поводу взаимодействия в авиастроительной отрасли.
Во время недавнего визита украинской делегации в Турцию, участники переговорного процесса затронули тему военно-технического сотрудничества. В частности, был затронут вопрос авиастроения, в котором у Незалежной благодаря советскому наследию накоплен большой опыт. Однако жизнь показала, что стремление выстраивать сегодня партнерские отношения с Киевом чревато серьезными последствиями. Показательной является история с Китаем и заводом «Мотор Сич».
Несколько лет назад, напомнил Пилипенко, китайские инвесторы подписали с руководством Украины соглашение о приобретении завода в свою собственность. Выкупив акции предприятия, они вложили в него огромные суммы, но стать полноправными владельцами так и не смогли. Киев под давлением Соединенных Штатов, выступивших против этой сделки, заблокировали ее и арестовал акции «Мотор Сич».
За три года ситуация так и не сдвинулась с мертвой точки. Не помогли ни обещания китайской стороны сохранить предприятие и загрузить его новыми заказами, ни попытка поделить акции завода с украинскими инвесторами. Американское лобби оказалось настолько сильно, что власти Незалежной отказались прислушиваться к здравому смыслу, в результате чего «Мотор Сич» сегодня едва сводит концы с концами, балансируя на грани банкротства.
Не стал специалист исключать вариант, что и Турцию Украина «кинет» по отработанной схеме. И в таком случае Анкаре придется вставать в очередь за Китаем, чтобы вернуть свои затраты. А с учетом текущей экономической и финансовой ситуации Незалеженой возврата денег одни и другие будут ждать годами.