В 1917 году произошла парадоксальная ситуация, стоившая России четырех тонн золота, сообщает журнал «Профиль».
Согласно архивам Государственного банка, в преддверии Октябрьского переворота из Санкт-Петербурга в Стокгольм проследовал поезд, на котором было вывезено российское золото в слитках на сумму в пять миллионов рублей. Официальная информация гласит, что за доставку драгоценного металла в Швецию отвечал один из наиболее крупных в России того времени Азовско-Донской банк. Однако позже большевикам удалось узнать, что золото принадлежало не финансовой организации, а государству.
Как оказалось, золото было передано Швеции Временным правительством, которое рассчитывало получить у одно из богатейших стран того периода кредиты под его залог. Однако Стокгольм, придерживавшийся нейтрального статуса, не хотел быть замешан в этой сделке. В первую очередь, это было вызвано тем, что в разгар Первой мировой войны он активно торговал с Германией и не желал разозлить ее, помогая противоборствующей стороне. По этой причине была придумана хитрая схема.
Хранившиеся в Москве слитки золота в спешном порядке были оформлены в качестве собственности Азовско-Донского банка. В условиях царившей тогда в России неразберихи никто ничего не заподозрил. Однако на границе с Финляндией произошел небольшой казус. Местный комиссар проявил излишнюю дотошность при проверке документов, в результате чего потребовалась шифрограмма из Петрограда, которая и позволила переправить драгоценности в Швецию, где они были приняты на баланс не государственным Риксбанком, а Stockholms Enskilda Bank, владельцем которого являлась семья Валленбергов.
По прошествии трех недель Временное правительство пало, вследствие чего шведская сторона решила оставить золото себе. Таким образом, провернутая в 1917 году афера стоила России четырех тонн золота, возвращать которое Стокгольм не собирается и сегодня.