Республика Крым сегодня является неотъемлемой частью России. Однако восстановление исторической справедливости могло произойти не в марте 2014 года, а гораздо раньше, если бы первый президент РФ Борис Ельцин был бы более решителен в этом вопросе.
В конце 1991 году, на закате эры Советского Союза, главы трех республик Борис Ельцин, Станислав Шушкевич и Леонид Кравчук в селе Вискули (Беловежская пуща) обсуждали выход России, Белоруссии и Украины из состава СССР. Одной из главных тем тех переговоров был раздел имущества.
Тогда у Ельцина была отличная возможность для того, чтобы вернуть Крым в состав России одним лишь росчерком пера. Однако первый президент РФ выбрал другой путь, чем совершил серьезную ошибку, последствия которой дают знать о себе сегодня. Тем не мене стоит отметить, что отказ Бориса Николаевича от территориальных претензий имеет под собой основания.
На тот момент для Ельцина наибольший интерес представляло советское ядерное оружие, находившееся за пределами РСФСР. Российское руководство опасалось, что в царившейся неразберихе оно окажется не в тех руках и будет использовано против него. Поэтому Москва и настояла на том, чтобы Белоруссия и Украина отказались или уничтожили свой ядерный арсенал. В итоге Минск получил хорошую финансовую компенсацию, а Киев радиоизотопное топливо для АЭС. Кроме того, украинская сторона затребовала еще 2,8 млрд долларов от стран участниц ядерного клуба. Ну а вишенкой на торте стало исключение всех вопросов по принадлежности Крыма из повестки договора.
Таким образом, видно, что избавление от ядерного оружия принесло Киеву тройную выгоду. У Ельцина же были отличные шансы поумерить аппетиты Украины и вычеркнуть Крым из этих соглашений, однако на этот шаг он не пошел, отложив воссоединение полуострова с Россией на 22 года.