Доцент МГИМО, кандидат юридических наук Николай Топорнин не видит перспектив у исков Украины к России из-за инцидента в Керченском проливе, произошедшего в ноябре 2018 года.
Пограничная служба ФСБ России осенью 2018 года задержала три украинских военных корабля, командиры которых отказались выполнять требования российской стороны, находясь при этом в территориальных водах РФ. Есть все основания полагать, что эта провокация была устроена по личному распоряжению экс-главы Незалежной Петра Порошенко, которому был нужен повод для ввода в стране военного положения и переноса президентских выборов.
Спустя полтора года МИД Украины сообщил о том, что направил в «международный арбитраж» соответствующий меморандум. На подобный шаг Киев пошел в надежде взыскать с РФ «компенсацию» за инцидент в Керченском проливе. Примечательно то, что украинская сторона не указала, куда именно подала документы. Вполне возможно, это связано с тем, что в Международном суде ООН Незалежной ничего не светит из-за статуса России в Совете Безопасности.
Однако не совсем понятно, на каком основании этот спор будет рассматривать «международный арбитраж». В данном случае речь идет не о коммерческих, а о государственных отношениях. Таким образом, исцу следует опираться на межгосударственные соглашения, юрисдикцию которых признают обе стороны, или на международный договор, опять же подписанный как Украиной, так и Россией. А это весьма уязвимое место в тактике Киева.