Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов рассказал, какие действия со стороны Токио могут последовать после слов премьер-министра Японии Синдзо Абэ о намерении «довести дело до конца» в вопросе заключения мирного договора с Россией.
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ выступил 20 января на открытии очередной сессии парламента страны с заявлением о неизменности курса на заключение мирного договора с Россией. Он сообщил о «решимости довести дело до конца» вместе с президентом РФ Владимиром Путиным, отметив, что для этого требуется обсудить территориальный вопрос. Напомним, что Япония имеет притязания на Курильские острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и Хабомаи.
В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию, в которой Москва согласилась рассмотреть возможность передачи Японии Хабомаи и Шикотана. После заключения мирного договора Советский Союз рассчитывал, что документ поставит точку в споре, в то время как Япония называла его лишь частью решения проблемы, не отказываясь от претензий на все острова. Последующие переговоры не принесли результатов, поэтому мирный договор после Второй мировой войны так и не был подписан.
Заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов в эфире радио Sputnik прокомментировал заявление главы правительства Японии о курсе страны на подписание мирного соглашения с РФ. Он объяснил, почему Токио всегда говорит о конфиденциальности диалога по Курилам, указав на деликатность темы для обеих сторон. Эксперт отметил, что, несмотря на отсутствие значительного продвижения в этом вопросе за несколько лет, стороны изменили подходы к декларации 1956 года. Позиция Москвы заключается в том, что японская сторона должна признать в полном объеме переход южных Курил России. Токио, в свою очередь, придерживается политики незаконной «оккупации» островов российской стороной.