В Италии на 24 года осудили украинского воина, который защищал Украину от российской агрессии.
КИЕВ. 14 октября. Новости ЭКО. В Италии суд Павии 12 июля этого года приговорил украинского воина Виталия Маркива, который выполнял свой гражданский долг и защищал Украину от российской агрессии, к 24 годам тюрьмы за причастность к убийству гражданина Италии, журналиста Андреа Роккелли, погибшего в 2014 году под Славянском. "Дело Маркива" стало, по мнению многих, примером антиукраинской позиции, которую так или иначе периодически демонстрируют отдельные страны или политические лидеры.
"Мы расцениваем упомянутый суд и его позорное решение как очевидное политическое судилище в угоду международной антиукраинской интриге, которую ведет Москва", - говорится в заявлении Совета внешней политики "Украинская призма", которое было обнародовано после вынесения приговора.
Суд присяжных города Павии 11 октября обнародовал мотивационную часть приговора Маркиву. Приговор содержит 176 страниц.
Судьи утверждают, что обвиняемый в день (24 мая 2014 года) на горе Карачун, из своей боевой позиции видел керамическую фабрику и имел хороший визуальный контроль железной дороги, возле которой во рве погибли итальянец-фотограф Андреа Роккелли и россиянин Андрей Миронов.
По мнению судей, Маркив, заподозрив передвижение журналистов по направлению поезда, начал действовать, "стреляя во все, что двигалось в радиусе двух километров".
"Не сумев достичь цели (журналистов) с помощью автомата Калашникова, он продолжал их отслеживать через оптический прибор оружия, информируя через своего командира военных ("используя тяжелую артиллерию") с целью попасть по такси, чтобы помешать бегству, остановить и уничтожить субъектов (журналистов) в лесу, где они скрылись. Затем с помощью радиоустройства, которым владел Маркив, он сообщил армии координаты жертв, помогая направить огонь в их направлении.
Вследствие тех выстрелов французский журналист Уильям Ругелон получил ранение в ногу, а для Роккелли и Миронова они стали смертельными", - такие события, по мнению суда присяжных, развернулись под Славянском.
Позиции сторон
Судьи отвергли аргументы стороны защиты, назвав их такими, которые не содержат значительные документальные доказательства или свидетельства, которые бы опровергали причастность солдата к инциденту. Показания украинских военных на процессе названы неопределенными, противоречивыми. Зато обвинение основывалось на показаниях итальянской журналистки Иларии Морани и французского репортера Уильяма Ругелона, который получил ранения в перестрелке, во время которой погиб Роккелли.
Морани заявила, что в мае 2014 года после гибели Роккелли она, находясь возле Славянска, слышала телефонный разговор с Виталием Маркивым. Бойцу позвонил ее коллега-фотокорреспондент Марчелло Фаучи, который был тогда рядом с журналисткой и знал Виталия еще со времен Евромайдана. От Морани и Фаучи солдат якобы и узнал о смерти Роккелли и предупредил итальянских друзей-журналистов не ехать к месту гибели их земляка из-за высокого уровня опасности. Маркив был как раз в аду боевых действий, на горе Карачун, где были позиции украинских войск.
Именно материал Морани, опубликованный Corriere della Sera 25 мая 2014 года стал краеугольным камнем всего "дела Маркива". В авторском материале журналистка подает свободное изложение разговора, якобы имевшего место в день гибели ее земляка. Записей разговора нет, но Морани в своей статье заявила, что "капитан, который координировал оборону Славянска", сказал: "Обычно мы не стреляем в направлении города или в гражданских, но только видим какое-то движение, заряжаем тяжелую артиллерию. Так случилось с машиной двух журналистов и переводчика".
Именно ее статья, а точнее изложенный в ней (в свободной интерпретации разговор) привлекла внимание правоохранительных органов и привела следователей к лицу Виталия Маркива. После задержания Виталия, ему предъявили обвинение "в умышленном убийстве из миномета фоторепортера Андреа Роккелли". Позже обвинения изменили: Виталий стал лицом, которое, по мнению прокуроров, способствовало в убийстве итальянского и российского журналистов (российский журналист Андрей Миронов погиб вместе с итальянцем), а именно предоставило "существенную материальную помощь". Что именно скрывается под этой формулировкой, точно не понятно даже после обнародования полного текста приговора.
"Судьи к аргументам защиты не прислушались. Против нас - итальянская пресса. Против нас - французский журналист. Против нас - и русские. Это будет процесс, где все - против нас. Будем бороться", - заявлял адвокат Раффаэле Делла Валле еще в начале процесса.
Сторона защиты в своей позиции подчеркнула, что фоторепортер Ругелон скорее потерпевший, чем свидетель, а журналистка Морани, пытаясь привлечь внимание, могла преувеличить информацию, которую получила от военных.
Маркив стал удобной мишенью, ведь знал итальянский и тесно общался с итальянскими журналистами и имеет, кроме украинского, также гражданство Италии (и даже если считать последнее виной, то такой проступок точно не тянет на 24 года лишения свободы).
Сам Маркив отрицает свою вину.
Сейчас сторона защиты изучает текст мотивационной части приговора. На это у них есть полтора месяца. По информации Новости ЭКО, которую предоставил координатор батальона им.Кульчицького (в котором и служил Маркив) Андрей Антонищак, Украина наняла одну из крупнейших адвокатских контор Италии для защиты украинского бойца.
Министерство внутренних дел Украины работает над переводом приговора и обещает сделать все для освобождения нацгвардейца, говорится на странице МВД в Facebook.
Обжалование приговора следует ожидать весной 2020 года.
Президент Владимир Зеленский поручил МИД и ГПУ "приложить максимум усилий" для возвращения Маркива. Он даже предложил помощь с проведением экспертизы.
Кроме того, Министерство внутренних дел Украины планирует провести собственное расследование. А тем временем гибель журналистов также проводит Служба безопасности и в своих выводах не видит причастности к их гибели Виталия Маркива.
Всяческую поддержку на пути установления справедливости предоставляет министр внутренних дел Арсен Аваков. Он лично ездил на слушания дела Виталия.
"24 года Виталию Маркиву - несправедливое и позорное решение итальянского суда. Оно будет обжаловано. Наш гвардеец и государство Украина не виноваты в гибели репортера Роккелли. Он стал жертвой агрессивной России, которая развязала в Славянске войну на Донбассе. Будем бороться дальше!" - заявил Аваков после объявления приговора.
Министр неоднократно настаивал, что вопрос "дела Маркива" должен остро стоять на повестке дня отношений между Украиной и Италией.
Дело еще до начала судебного разбирательства получило международный резонанс, а приговор был назван "политически мотивированным, необъективным и предвзятым".
"Оно (решение - ред.) является откровенным вандализмом против правды и совести! Сам ход судебного процесса сопровождался постоянными скандалами, связанными с доведением вины Виталия Маркива. Официальным Киевом предлагалось всяческое содействие в объективном расследовании эпизодов обвинения. К этому же призвала и итальянская сторона защиты Виталия Маркива", - заявляли в своем обращении общественные деятели и дипломаты.