Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович рассказал о возможном ответе России на решение суда ЕС по немецкому трубопроводу OPAL. Он уверен, что попытки ограничить действия Москвы в энергетическом плане не станут для нее препятствием.
Накануне, 10 сентября, суд Евросоюза отменил решение Европейской комиссии (ЕК) от 2016 года, позволявшее «Газпрому» иметь доступ к 90% мощностей немецкого газопровода OPAL. Теперь российская сторона вынуждена уменьшить поставки топлива через трубу в ФРГ до 50% ее транзитной мощности. Ряд зарубежных аналитиков выразил уверенность, что сложившаяся ситуация станет ударом по «Северному потоку-2».
В интервью корреспонденту ФБА «Экономика сегодня» эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович выразил уверенность, что решение суда ЕС по OPAL не станет препятствием для экспорта российского газа в будущем. Он напомнил, что немецкая труба по сути представляет собой европейское продолжение «Северного потока-1» и отчасти «Северного потока-2» — для второго будет построено новое продолжение, которое называется Eugal.
Говоря о возможностях ЕС повлиять на возможности «Газпрома», экономист заметил, что еще в 2007 году Россия и ФРГ согласовали детали реализации «Северного потока-1», объявив его проектом, имеющим общеевропейский интерес. Соответственно, непонятно, почему в Евросоюзе заявляют о мнимом нарушении «европейской солидарности». В целом, «история» с решением суда является неприятным для Москвы фактором. В текущих условиях ей нужно сосредоточиться на поиске специального алгоритма для следующих действий без рассуждений о «неправоте» Евросоюза и несправедливости его подхода.
В качестве одного из вариантов выхода из сложившейся обстановки эксперт предложил Москве заключить сделку с европейскими компаниями по покупке сырья на территории России. Иными словами, экспортируемый газ мог бы идти через «Северный поток-1», как сырье, не принадлежащее «Газпрому», а его зарубежным «контрагентам».
Впрочем, даже исключить такой сценарий, у России все равно имеется огромное пространство для маневра. Например, она может перенести точки приемки газа или же создать виртуальный хаб в Балтийском море. Реализация этой стратегии позволит вывести «Северный поток-1» и OPAL из под юрисдикции суда ЕС и ограничений Третьего энергопакета, тонкостями которого воспользовалась Польша, резюмировал Митрахович.