При Кличко все страдали. Ну, кроме нас, конечно. Весело же: огромный украинец сносит всех более двадцати защит титулов подряд, и никто не может ему создать никаких проблем. Потом возвращается второй здоровенный украинец и они вместе продолжают лупить всех налево и направо.
Но супертяжелый вес на самом деле страдал под гнетом двух братьев. Вот ты тренируешься, бегаешь, по три тренировки в день проводишь, а они просто лучше. И больше. И сильнее. Но ты ведь тоже сильный, правильно? Можешь даже поднять этого гиганта вначале боя (как Эдди Чемберс), но в конце все равно зароешь носом.
Отключая фаната и патриота, приходило понимание, насколько больно смотреть на супертяжелый вес посторонним людям. Ни один из братьев Кличко не вызывал своим поведением пожеланий поражения, как тот же Флойд Мэйвезер. Они просто были методично и надоедливо сильнее, даже в относительно равные поединках.
Время от времени соперники пытались огрызаться. Одни рисовали оторванные головы на футболках, а потом жаловались на боль в пальце. Другие выходили в ринг, как Тони Томпсон и устраивали махач, но финал был один – лицом в пол или поднятие руки абсолютному фавориту.
В истории супертяжелой категории было очень немного вот таких постоянных и неоспоримых фаворитов, которые давили любых претендентов на подступах. И, кстати, каждый раз восхищение перемешивалось с претензиями – люди не любят доминантов. Они хотят шоу и неожиданных поворотов событий. Они хотят, чтобы пухлый мальчик, съевший шоколадку пошел и надрал зал вон тому качку. Они хотят жизни, а не методичного уничтожения каждого из соперников.
Вот Леннокс Льюис, например, удерживал пояс чемпиона целых восемь лет, а Мохаммед Али – 9. Но это же совсем разные эпохи и десятилетия между ними. Был Джо Луис со своими 11 годами в качестве чемпиона – невероятное достижение, но до Владимира Кличко еще очень далеко всем ныне боксирующим супертяжам – 12 лет в качестве чемпиона. Абсолютно доминантного и неоспоримого. Суть в оппозиции или правильном подходе – решать вам, но при каждом из доминантов публика задавалась вопросом «ну, когда же он уже упадет?».
Тот же Майк Тайсон держал пояса всего чуть больше 3 лет подряд и давал реальное шоу, но болельщики хотели его поражения. Они жаждали падения этой машины, падения этого неистового зверя. Они готовы были расцеловать Холифилда, сотворившего историю. Люди не любят доминантов, потому что они быстро наскучивают, а все хотят победа андердога и веры в сказку.
Чем нынешний супертяжелый лучше?
Сейчас точно самый жаркий супертяжелый вес за долгие годы. Даже во времена Льюиса не было ничего такого. Леннокс временами падал от Рахмана, но лишь от недостаточной подготовки и концентрации. Тайсон был к тому времени давно не тот, а соперников, сопоставимых по уровню к англичанину не было.
Американская публика бесилась, когда приезжал этот англичанин и снова уничтожал их бойцов. Даже огненные пресс-конференции не могли убрать то, что Льюис был лучше всех. Сейчас же всё слишком интригующе и ярко, чтобы заскучать.
Сейчас же в хэвивейте имеется два доминанта, один потенциальный абсолют с пошатнувшейся репутацией и целая россыпь перспективных ребят, готовых ворваться в чемпионскую гонку. До боя Джошуа – Руис существовало мнение, что эти трое никого не подпустят к своим чемпионским разборкам.
Boxing Scene. Энтони Джошуа и Энди Руис
Даже если бы это было правдой, что уже тогда казалось далеким от истины утверждением, это же все равно круто. Есть три совершенно разных бойца, которые могут при подходящих обстоятельствах разнести друг друга.
Фьюри – лучший технарь, с отличной, как для мужчины с весом далеко за 100 кг и ростом в 206 см, работой ног. Уайлдер – истинная мощь и безумие. Огромный супертяж с тяжеленым ударом. Гигантская версия Майка Тайсона, да простят меня фанаты легенды. И Джошуа – прекрасно технически оснащенный и самый «правильный» боксер. Он – полное воплощение Владимира Кличко: интеллигентен, умен, физически готов и может выключить любого одной правой.
Аналогия с одновременным пребыванием в одной категории Али, Тайсона и Кличко напрашивается сама собой, но это будет слишком притянутым за уши, чтобы всерьез рассматривать такой вариант. Каждый из главных бойцов чем-то похож на вышеупомянутые легенды, но лишь частично. В остальном они совсем другие.
Главное отличие нынешнего хэвивейта от предыдущих в мощных проспектах
Прямо сейчас есть уйма андердогов и людей, находящихся рядом с топ-уровнем, которые могут дать реальный бой чемпионам. Энди Руис, будучи просто перспективным молодым боксером ворвался в чемпионскую игру с сенсацией. А еще есть Диллиан Уайт, Кубрат Пулев, Луис Ортис, Карлос Такам, Адам Ковнацки, Оскар Ривас, Джозеф Паркер и тот же Джаррелл Миллер. Правда, последнему стоит сначала перестать колоть стероиды.
Boxing Scene. Диллиан Уайт и Джозеф Паркер
Все они при правильной подготовке и настрое могут, как дать бой чемпионам, так и реально сдвинуть их с места.
Дионтей Уайлер уже вошел в топ-20 боксеров-супертяжей по времени владению поясом чемпиона и вряд ли в ближайшее время планирует его покидать. С другой стороны, почему бы Луису Ортису не поймать его таким же ударом, каким он пробивал чемпиона в их первой встрече? Да, возраст берет свое, но удар все еще на месте и интрига жива.
В супертяжах почти всегда были доминанты. Пусть почти никто из них не вызывал такого же ощущения беспросветного уничтожения претендентов, как Кличко, но в королевском дивизионе должен быть лидер. Сейчас его нет и не по причине того, что категория слабая. Даже наоборот – вес крайне сильный, а конкуренция за каждую позицию очень мощная.
Все бойцы разноплановые. Кто-то любит рубку, кто-то старается свалить одним ударом, а кто-то подымается с крузервейта, чтобы всех переиграть. Почти каждая комбинация пар доставляет разным фанатам бокса одинаковый кайф от происходящего и это прекрасно.
Возможно, это не лучший супертяжелый вес в истории бокса по наполненности одной категории сильнейшими персонажами, но он точно входит в тройку лучших. Стоит наслаждаться, пока есть такая возможность.
Лев КРАВЦИВ